Блог

Как подготовить профессионалов для бизнеса?

Фото Выступление Николая Мартьянова
Эксперт Клуба Николай Мартьянов выступил на III Инициативном форуме «Бизнес-зовет» с докладом «Геймификация и комбинированное бизнес-обучение».

Организаторы мероприятия: Правительство Пермского края, Агентство по развитию малого и среднего предпринимательства Пермского края, Союз «Пермская торгово-промышленная палата», Центр «Мой бизнес», Некоммерческая организация «Пермский фонд развития предпринимательства».

Николай несколько лет был тренером по программе МВА экономического факультета Пермского университета. Проходил стажировки в ведущих университетах Америки, Германии, Англии, изучал практику подготовки профессионалов. Многие образовательные технологии применяет в подготовке профессионалов и утверждает: «Сегодня мы можем готовить профессионалов в России не хуже, чем за рубежом».


- Николай, какие есть тренды в технологиях обучения и причем здесь геймификация?

В настоящее время можно выделить несколько ключевых трендов в обучении. Прежде всего, индивидуализация обучения – реализация индивидуальных траекторий обучения и развития студентов, сотрудников. Обучение по шагам, выделение «крупиц» знаний – обучение на ходу с использованием мобильных устройств. А также применение симуляционных деловых игр, прохождение «уровней» обучения.

Недостаточный уровень вовлечения сотрудников в процессы деятельности компании, в том числе и в процессы обучения – это один из «краеугольных камней» на сегодняшний день. Геймификация, как инструмент, на мой взгляд, решает данную проблему. По сути, это современные образовательные технологии, которые часто используют ИТ-решения.

В качестве примера, с 2016 года мы проводим Чемпионаты по проектному управлению среди предприятий. Аналогов таких образовательных и соревновательных мероприятий в России я не встречал. Здесь на 100% используются технологии геймификации.

За один день чемпионата команды «проживают» 3 месяца проектного времени. Важно отметить, что команды реализуют одинаковые проекты, а вот результаты получают разные. Они зависят от степени подготовки команд, их опыта. В конечном итоге – это и есть процесс глубокого погружения в предмет обучения и подтверждение компетенций.

- Какие преимущества дает геймификация относительно традиционного обучения?

Мы подсчитали экономию времени на приобретение нужных знаний, на примере проектного управления, без геймификации и симуляции процессов и с ними. Экономия достигает от 16 до 40 часов. По сравнению с традиционным обучением преимущество может быть в размере целой рабочей неделе на одного сотрудника.

- Значительная экономия. Это и есть комбинированное обучение?

Геймификация, как инструмент, является, безусловно, частью комбинированного обучения. Под комбинированным обучением можно понимать разные компоненты. Например, какая для очного или онлайн обучения и для самостоятельного или дистанционного обучения. Мне ближе другая трактовка. Какая доля практического обучения и как она реализуется.

Сегодня известно, что около 70% компетенций формируется за счет практической деятельности сотрудника на рабочем месте. Примерно 10% компетенций формируется за счет обучения. Обратите внимание, какая незначительная доля. Поэтому стандартное обучение не дает нам существенного прироста профессионализма сотрудников.

И здесь важен третий компонент – небольшие, но очень важные следующие 20 процентов. В литературе и бизнесе по разному это называют. По своей сути – это комплекс обратной связи от практиков, экспертов своего дела или отрасли. Компетенции быстрее формируются, когда сотрудник получает своевременную и качественную обратную связь. Например, получает ответы на свои вопросы: правильно ли он движется по траектории роста своих компетенций? стоит ли ее поменять? какое обучение полезнее всего будет? какие инструменты нужно применить при решении проблемной задачи на рабочем месте?

На практике, большинство сотрудников в компаниях не имеют доступ к полноценным экспертам. Тратят слишком много времени на работу по инерционному сценарию роста своих компетенций. На мой взгляд, важно создать особую комбинацию обучающих мероприятий с вовлечением экспертов-практиков конкретного предприятия или в целом отраслевых экспертов.

Экспертных сообществ сегодня достаточно много. Возьмите, хотя бы наш Клуб экспертов, который мы привлекаем в своих процессах обучения. Добавим к этому мировые образовательные технологии. Как результат – мы растим профессионалов в разы быстрее.

- Возможно ли студенту или сотруднику самостоятельно преодолеть разрыв между теорией и практикой? Получается без экспертов не обойтись?

Действительно, многие предприятия фиксируют «разрыв» между теорией и практикой работы своих сотрудников. Провал в знаниях и релевантном опыте может быть у разных категорий сотрудников – это могут быть молодые специалисты или новые сотрудники. Даже текущие сотрудники, когда меняются технологии или условия их работы.

Здесь важно понимать ключевые причины такой ситуации. Я бы здесь выделил два блока причин. Первый блок причин «разрыва» теории и практики мы уже обсудили. Когда рассматривали факторы формирования компетенций работников: модель «70-20-10».

Второй блок причин связан с самим сотрудником – «держателем» знаний и компетенции. Сам работник не преодолевает этот разрыв.

По моим наблюдениям примерно 5-8% студентов или сотрудников горят желанием развиваться и становиться более компетентными и самостоятельно готовы преодолеть этот дефицит компетенций.

Среди причин можно выделить – отсутствие четкой постановки цели у самого сотрудника. Когда сотрудник не знает, а нужен ли ему этот проект и зачем ему заниматься этими проектными задачами.

Следующая причина – когда сотрудник не может развиваться и взращивать свою компетентность. Он настолько перегружен или, наоборот, отвлекается на личные задачи.

Еще одна важная причина - когда сотрудник не умеет. Есть ряд сотрудников, которых не научили или они не знают с чего начать. Как выстроить траекторию своего профессионального развития, не видят своего карьерного или функционального трека.

И снова мы здесь сталкиваемся с необходимостью привлечения экспертов-практиков. Для постановки целей и помощи в шагах профессионального роста сотрудников.

- В этом случае, какой может быть рецепт для компании?

По-моему мнению, получить существенный рост компетенций сотрудников за 6-12 месяцев, в фоновом режиме, вполне реально.

Рецепт прост. Повышаем заинтересованность и вовлеченность сотрудников, в том числе за счет геймификации процесса обучения. Плюс экспертная поддержка индивидуальной траектории обучения и работы сотрудника.

В итоге, мы экономим значительное время, оплачиваемое время сотрудников, и повышаем уровень их компетенций и профессионализма значительно быстрее.