Блог

Роль департаментов R&D в стратегическом развитии производственных предприятий

Промышленное развитие сегодня в России является вопросом стратегически важным, по сути, обеспечивающим суверенитет страны. Санкции недружественных стран пытаются разрушить нашу экономику, а наша задача - не позволить им это сделать.

Сегодня мы будем говорить о стоящих сегодня злободневных вопросах поднятия экономики России и о том, что необходимо делать нашим предприятиям, чтобы обеспечить свой стабильный рост, поддерживать и развивать производство необходимой продукции и создавать рабочие места сейчас и в будущем.

Об этом мы поговорим с нашим экспертом в области стратегического развития и инвестиций Олесей Седых.


Добрый день, Олеся.

Добрый день.

Итак, в прошлую нашу встречу Вы затронули вопросы промышленного развития и долгосрочных инвестиций и упомянули про необходимость создания отделов R&D. Мы обещали нашим читателям вернуться с подробностями. Итак, что это за отделы и почему Вы считаете крайне важной их работу в настоящий момент? Что это за аббревиатура – R&D?

Да, как ранее я говорила, создание отделов Research&Development (R&D) является важным не только для отдельных предприятий. Этот вопрос является стратегическим для развития промышленности страны в целом.

Почему это так важно? Почему этот вопрос Вы считаете стратегическим и даже не в рамках развития предприятия, а для страны в целом?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо немного вспомнить историю развития нашей промышленности последних десятилетий. Во времена СССР систем управления производством основывалась на централизованном планировании, а разработки продукции велись в различных специализированных НИИ под управлением Академии наук.

В СССР существовала сильная система институтов для фундаментальных и прикладных исследований, большая часть изобретений которых имели практическую реализацию, а разработанные технологии внедрялись на производстве. Была четкая структура взаимодействия науки с промышленностью. Цель, заявляемая государством – «догнать и перегнать Америку» требовала инноваций. Поэтому ставились амбиционные задачи институтам и университетам, проводилась активная исследовательская работа, разрабатывались инновационные продукты, технологии, создавались прототипы с последующими тестированиями и производством в промышленных объемах.

Мы достаточно много своей продукции поставляли за рубеж, и она была очень высокого качества. Пиктограмма с аббревиатурой «сделано в СССР» была знаком и гарантом качества.
После развала СССР в лихие девяностые связи НИИ с реальным производством разрушились, а госзаказы на разработку исчезли. НИИ перестали что-либо разрабатывать и изобретать, не видя в этом потребности, а отсутствие финансирования привели к повальному закрытию кафедр и лабораторий.

На наш рынок хлынули западные технологии, которые в тех или иных сферах заместили наши разработки, а мощная волна импорта остановила те из них, которые не могли конкурировать с иностранным товаром. Проще было купить чем тратить деньги на долгие исследования без гарантий результата.

К сожалению, это привело к определенной потере нашего научного потенциала, который, я надеюсь, сейчас будет возрождаться усиленными темпами.

Вы считаете, что сейчас возможно возрождение? Почему? Чем текущая ситуация отличается от прежней?

Если Вы посмотрите на структуру пакетов санкций запада по отношению к нашей стране, то увидите, что в первую очередь по нам бьют в областях промышленных технологий, перекрывают кислород в сферах производства – ограничивая в поставках важных элементов оборудования, видов технологического сырья.

Нашим недругам нужно ограничить возможности нашего промышленного развития в первую очередь, так как именно промышленное развитие и позволяет всем сферам экономики страны развиваться. Без технологий и оборудования наш удел – покупать продукцию за рубежом и быть зависимыми от их поставок, а значит - не быть суверенными. Вот так все просто.

Это делает данный вопрос стратегическим. Но что мы можем сделать сейчас? И смогут ли наши старые научные организации восстановиться и как-то помочь нашей промышленности сейчас? Не устарели ли наши институты морально. Ведь технологии развиваются быстро.

К счастью, наши институты продолжают лучшие традиции развития фундаментальных наук и разработок. Успехи в ВПК и нефтегазовой отраслях это демонстрируют. И в настоящий момент мы можем видеть активную работу науки в области технологий химии и сплавов, направленных на более глубокую переработку имеющихся в России ресурсов, изменении подходов в генной и биоинженерии. Научные кафедры в России сильны, им лишь нужны заказы от реальных предприятий с четкими задачами и целями, и финансирование исследований.

Вернемся к отделам R&D. Итак, что они представляют собой? Какие задачи они должны решать для бизнеса? Ранее Вы говорили, что это некий симбиоз науки и предпринимательства. Как это работает и где это применимо?

Симбиоз, верно. Рассказать проще на примере.

Допустим Вы производите какие-то металлы, или может быть химические продукты на своем заводе. Побочным продуктом Вашего производства является некий токсичный элемент, который сложно утилизировать, опасен для экологии, и Вы не знаете, что делать. Пока Вы не придумаете что с ним делать, наблюдатели-экологи разрешения на производство основной продукции Вам не дадут. Вы теряете деньги. Или, добывая, например, нефть, вы имеете побочный продукт в газовом состоянии, который в настоящий момент не используется и либо сжигается, либо уходит в атмосферу. Вы не знаете, где и как его можно использовать и, по сути, Вы теряете возможную прибыль от этого ресурса, поскольку не нашли ему применение.

И тогда самое время обраться в Научно-исследовательский центр, который занимается, например, химическими соединениями и их свойствами и заказать у них разработку технологии, при которой Ваш токсичный элемент отходов будет изменен, потеряет своих ядовитые свойства или вообще сможет быть использован в производстве других видов продукции. Или Вам предложат использовать попутный газ в каком-то ином состоянии для конкретных целей, и он станет востребованным у потребителя. Для Вас появляется возможность увеличить прибыль. Возник даже отдельный термин для подобных исследований и подходов в использовании природных ресурсов – «природо-вдохновленный инжиниринг».

Примером сотрудничества науки и бизнеса является опыт создания Ярославским ГТУ гибридного материала из промышленных и бытовых отходов для применения в дорожном строительстве.
Совсем недавно компания РусГидро открыла во Владивостоке на острове Русский новый Научно-исследовательский центр (НИЦ РусГидро). Это полигон, где российские ученые и инженеры совместно будут создавать и отрабатывать инновационные решения в области локальной энергетики, возобновляемых источников энергии и теплогенерации.

Также Тюменский Государственный Университет провел исследования в области поведения наночастиц графена в потоке жидкости и разработал на их базе технологию управления потоком нефти в скважинах, что имеет ценность для наших нефтяников. Результаты этих исследований опубликованы в журнале Journal of Molecular Liquids.

В этом же университете сейчас ведется активная работа по разработке технологий преобразования побочных продуктов и отработанных углеводородных материалов с целью их использования. Это существенно повышает эффективность глубокой переработки углеводородного сырья и расширяет использование сырьевых ресурсов России.

Почему нужно чтобы это была совместная работа? Ученые могут сами разрабатывать и потом «продавать» свои технологии производствам.

Предприятия ставят конкретные задачи, которые они хотят решить сейчас. Это помогает институтам концентрироваться на разработках в конкретных направлениях и создавать технологии, которые уже востребованы.

Инвестиции им нужны?

Финансирование важно. Но также важно и участие инженеров предприятия при разработках. Так технология быстрее будет протестирована, точнее реализована и быстрее получит отдачу в виде прибыли для самих предприятий. Кроме того, при разработках будут учтены технологические особенности и ограничения конкретного производства. Иначе есть риск, что инвестиции в оборудование под новую технологию могут быть сопоставимы со строительством нового завода. Здесь нужен разумный баланс.

Но также управлять вектором разработок должны предприниматели, которые хотят инноваций и развития. Ученые не могут сами определить этот вектор.

В каких сферах или отраслях экономики, Вы считаете, R&D отделы должны создаваться?

Практически во всех сферах. В первую очередь там, где наша продукция проигрывает конкурентам и где требуется импортозамещение.

Но создание подобных отделов и работа по созданию инновационных технологий является вопросом конкурентноспособности и, по сути, вопросом выживания для компаний в долгосрочной перспективе.

Все покупают в магазинах продукты, на которых написано о высоком содержании витаминов, или поднятии иммунитета. Женщины ищут косметику для поддержания молодости. Все эти продукты разрабатываются в специальных лабораториях, где проходят тестирование, где разрабатываются новые химические соединения, влияющие на наше здоровье и красоту. Все больше продукты питания напоминают аптечку. Мы не задумываемся, как разрабатываются эти продукты. А они являются результатом исследовательской работы соответствующих лабораторий.

Сейчас наши предприятия, на мой взгляд, особо остро нуждаются в таких лабораториях и научных исследованиях для разработки конкурентной продукции, для поиска инноваций, выявления своего потенциала и повышения рентабельности. Это текущие реалии жизни.

Могут ли сами предприниматели организовать у себя на предприятии научно-исследовательский центр самостоятельно без НИИ или внешних научных лабораторий?

Это во многом зависит от наличия компетенций и опыта исследовательско-изыскательных работ внутри компаний. Такая работа требует системного подхода и методик тестирования, зависит от сложности поставленной задачи и возможности проводить эксперименты в соответствии с принятыми в научной среде подходами.

Организовать на базе предприятия лабораторию можно. Но, как в любой профессии – кадры решают все. Также придется позаботиться об инвестициях в лабораторное оборудование, которое, в зависимости от проводимых тестов, может быть очень дорогостоящим.

Если бюджет ограничен, я рекомендую создавать лаборатории там, где инвестиции минимальны, а риск утечки разработок высок. А самый экономичный вариант – это сотрудничество со специализированным НИИ и его лабораторией.

Если я, предприниматель, не готов тратить свои деньги на исследовательские разработки. Чем мне это грозит в будущем, например? Все же гарантий, что ученые придумают для меня какую-то технологию или инновационный продукт, нет. Деньги потрачу, а результата не будет.

Да, такие риски есть. Однако я скажу, что будет, если не проводить никакую исследовательскую работу и не заниматься созданием инновационных решений или продуктов. Ваше предприятие в скором обозримом будущем морально устареет.

Вы, конечно, можете пользоваться разработками уже готовыми, имеющимися на рынке. Но Ваш продукт при этом будет испытывать высокую конкуренцию, не давать такой прибыли, которую Вы могли бы иметь, будь этот продукт инновационным.

Уникальность технологий и продукта делает Ваше предприятие вне конкуренции, цену на продукт назначаете Вы, а не рынок. Это совсем другая история, не имеющая ничего общего с ценовой борьбой на рынке с аналогичными производителями. Вспомните бизнес-кейс Стива Джобса. Были ли продукты Apple так популярны если бы не обладали инновациями? Какую прибыль заработала эта компания в первый год вывода на рынок своего первого смартфона?

На что должны обратить внимание предприниматели, создающие департаменты R&D и занимающиеся исследовательской работой?

Важно создать инновационный продукт, но также важно сохранить эксклюзивность владения инновационной технологией. Об этом не стоит забывать. И своевременно защищать свои разработки патентом. Защита интеллектуальной собственности, права на эксклюзивное использование технологии – важные составляющие результата работы.

Не пренебрегайте оформлением своих прав на этапе постановки задачи и проведении исследований. Позаботьтесь о том, чтобы в договоре было обозначено, что в случае, если в результате исследований ученые обнаружат какие-то еще дополнительные или сопутствующие продукты, технологии или инновации, чтобы они также принадлежали Вам. Вы заплатили деньги, Вы имеете право на все, что получается в процессе исследовательских работ. Это дополнительный бонус или «плюшка» если хотите.

Олеся, спасибо за содержательную беседу. Уверен, нашим читателям это было полезно.