Часть 1. Параметры, определяющие национальную культуру
Ни для кого не секрет, что ведение бизнеса в другой стране так или иначе сопряжено с трудностями, возникающими из-за разности менталитета. Культурные различия особенно серьезно влияют на эффективность управления в мультинациональных холдингах, ведущих бизнес по всему миру.
Мы часто слышим – разность менталитетов, культурные различия. Но что эти понятия в действительности означают для бизнеса и как с этим работать? Как эффективно управлять бизнесом, если ты ведешь его одновременно в нескольких странах с учетом ментальности каждой из них? Культурные различия - в чем они проявляются с точки зрения ведения бизнеса? Давайте разбираться.
В свое время, имея множество дочерних предприятий по всему миру, известная всем компания в сфере предметов роскоши Hermes проводила исследования, которые затронули 81 страну. Было опрошено порядка 120 тысяч сотрудников в этих странах.
Компания хотела сформировать имидж одной из самых желаемых для работы организаций и потому решила выяснить степень удовлетворенности своих сотрудников.
Руководство разумно считало, что удовлетворенность сотрудника влияет на показатель удовлетворенности клиентов, и знание этих показателей позволит работать на улучшение климата в компании и клиентского сервиса.
Проведенные исследования заинтересовали французских социологов. Они воспользовались материалами Hermes для собственных анализов и детального изучения, поскольку подобного рода масштабных исследований никто ранее не проводил и полученные данные были уникальны. Социологов заинтересовал вопрос культурных различий в странах, в которых был произведен опрос. Они обработали данные и выявили показатели, которые характеризовали национальную культуру и ее влияние на управление бизнесом. Вы можете изучить этот вопрос самостоятельно в публикациях Даниэля Боллинжера и Герта Хофстеда.
степень проявления индивидуализма (или наоборот – склонность к общинности и организации сообществ – «клановость»),
показатель маскулинности (степень выраженности дифференциации гендерных ролей в обществе и проявления тех или иных качеств обществом).
Для каждой страны в результате обработки данных были найдены значения этих показателей. Я не буду вдаваться в подробности деталей исследований и его процесса. Расскажу вкратце о каждом параметре и его влиянии на управление бизнесом в странах.
Иерархическая дистанция – показатель того, насколько сотрудники предпочитают дистанцироваться от уровня принятия решений и от руководства.
Страны с высоким показателем иерархической дистанции – сотрудники (!) сами предпочитают, чтобы все решения принимались «наверху» и как можно меньше быть вовлекаемыми в процессы принятия решений.
Соответственно, страны с низким показателем – сотрудники любят участвовать в принятии решений и быть «равными» руководству.
Уровень иерархической дистанции подтверждает статистика продаж предметов роскоши – они подчеркивают наличие статуса, что является индикатором того, что население выделяет руководителей через атрибуты роскошной жизни и наделяет власть имущих полномочиями, т.е. имеется большая иерархическая дистанция. Чем выше объем продаж предметов роскоши в стране – тем больше имеет значение и ярче выражена иерархическая дистанция.
Индикатор контроля над неопределенностью. Это показатель степени скрытой тревожности людей перед неопределенностью будущего. Он очень высок в развивающихся странах и странах, находящихся в военных конфликтах, и низкая – в странах со стабильной сильной экономикой и спокойной геополитической обстановкой.
Степень проявления индивидуализма (или наоборот – склонность к общинности и организации сообществ).
Многие десятилетия проживающие в разных странах народы имели определенный устрой жизни внутри сообщества. Одни народы находили объединение в кланы правильным и безопасным, помогающим выжить в тяжелых условиях. Семьи, живущие вместе, оказывали помощь и взаимовыручку родственникам, которые входили в клан. Общие угрозы приводили к объединению для противостояний сообща.
Во многих странах привычка жить кланами, сообществами, основанными на родственных связях и взаимопомощи сохранилась. Объединение в кланы формируется либо по принципу родственных связей, либо по доверительным связям (нетворкинг).
Индивидуализм – это противоположный показатель, говорящий о стремлении человека обособиться, вести изолированный образ жизни, дистанцироваться от групп.
Четвертый показатель – возможно самый сложный с точки зрения понимания. Это показатель маскулинности.
Социологи выделили мужской и женский типы общества в странах.
Если говорить просто и кратко, то к маскулинным типам отнесли страны, где четко выделена гендерная роль для женщин и мужчин (то есть мужчины и женщины живут в парадигме дифференциации – например, роль мужчины – зарабатывать, роль женщины – воспитание детей и забота о доме). Не путать с феминизмом. Например, в России женщины предпочитают в большинстве своем не строить карьеру, а вести роль заботы о качестве жизни. Это не означает отсутствие возможностей, это предпочтительная роль.
Женским типом считают страны, где явного ролевого выделения между мужчинами и женщинами не выявлено, то есть женщины и мужчины равномерно выделяют время на работу, делят поровну так или иначе решение бытовых вопросов. Я не называла бы эти страны «женскими», скорее просто нейтральными. Но важно понимать, на что влияет этот показатель.