Блог

В чужой монастырь со своим уставом. Часть 1

Часть 1. Параметры, определяющие национальную культуру

Ни для кого не секрет, что ведение бизнеса в другой стране так или иначе сопряжено с трудностями, возникающими из-за разности менталитета. Культурные различия особенно серьезно влияют на эффективность управления в мультинациональных холдингах, ведущих бизнес по всему миру.

Мы часто слышим – разность менталитетов, культурные различия. Но что эти понятия в действительности означают для бизнеса и как с этим работать? Как эффективно управлять бизнесом, если ты ведешь его одновременно в нескольких странах с учетом ментальности каждой из них? Культурные различия - в чем они проявляются с точки зрения ведения бизнеса? Давайте разбираться.
В свое время, имея множество дочерних предприятий по всему миру, известная всем компания в сфере предметов роскоши Hermes проводила исследования, которые затронули 81 страну. Было опрошено порядка 120 тысяч сотрудников в этих странах.

Компания хотела сформировать имидж одной из самых желаемых для работы организаций и потому решила выяснить степень удовлетворенности своих сотрудников.

Руководство разумно считало, что удовлетворенность сотрудника влияет на показатель удовлетворенности клиентов, и знание этих показателей позволит работать на улучшение климата в компании и клиентского сервиса.

Проведенные исследования заинтересовали французских социологов. Они воспользовались материалами Hermes для собственных анализов и детального изучения, поскольку подобного рода масштабных исследований никто ранее не проводил и полученные данные были уникальны. Социологов заинтересовал вопрос культурных различий в странах, в которых был произведен опрос. Они обработали данные и выявили показатели, которые характеризовали национальную культуру и ее влияние на управление бизнесом. Вы можете изучить этот вопрос самостоятельно в публикациях Даниэля Боллинжера и Герта Хофстеда.

Итак, было выявлено 4 параметра:
  • индекс иерархической дистанции,
  • индекс контроля над неопределенностью,
  • степень проявления индивидуализма (или наоборот – склонность к общинности и организации сообществ – «клановость»),
  • показатель маскулинности (степень выраженности дифференциации гендерных ролей в обществе и проявления тех или иных качеств обществом).

Для каждой страны в результате обработки данных были найдены значения этих показателей. Я не буду вдаваться в подробности деталей исследований и его процесса. Расскажу вкратце о каждом параметре и его влиянии на управление бизнесом в странах.

Иерархическая дистанция – показатель того, насколько сотрудники предпочитают дистанцироваться от уровня принятия решений и от руководства.

Страны с высоким показателем иерархической дистанции – сотрудники (!) сами предпочитают, чтобы все решения принимались «наверху» и как можно меньше быть вовлекаемыми в процессы принятия решений.

Соответственно, страны с низким показателем – сотрудники любят участвовать в принятии решений и быть «равными» руководству.

Уровень иерархической дистанции подтверждает статистика продаж предметов роскоши – они подчеркивают наличие статуса, что является индикатором того, что население выделяет руководителей через атрибуты роскошной жизни и наделяет власть имущих полномочиями, т.е. имеется большая иерархическая дистанция. Чем выше объем продаж предметов роскоши в стране – тем больше имеет значение и ярче выражена иерархическая дистанция.

Индикатор контроля над неопределенностью. Это показатель степени скрытой тревожности людей перед неопределенностью будущего. Он очень высок в развивающихся странах и странах, находящихся в военных конфликтах, и низкая – в странах со стабильной сильной экономикой и спокойной геополитической обстановкой.

Степень проявления индивидуализма (или наоборот – склонность к общинности и организации сообществ).

Многие десятилетия проживающие в разных странах народы имели определенный устрой жизни внутри сообщества. Одни народы находили объединение в кланы правильным и безопасным, помогающим выжить в тяжелых условиях. Семьи, живущие вместе, оказывали помощь и взаимовыручку родственникам, которые входили в клан. Общие угрозы приводили к объединению для противостояний сообща.

Во многих странах привычка жить кланами, сообществами, основанными на родственных связях и взаимопомощи сохранилась. Объединение в кланы формируется либо по принципу родственных связей, либо по доверительным связям (нетворкинг).

Индивидуализм – это противоположный показатель, говорящий о стремлении человека обособиться, вести изолированный образ жизни, дистанцироваться от групп.

Четвертый показатель – возможно самый сложный с точки зрения понимания. Это показатель маскулинности.

Социологи выделили мужской и женский типы общества в странах.

Если говорить просто и кратко, то к маскулинным типам отнесли страны, где четко выделена гендерная роль для женщин и мужчин (то есть мужчины и женщины живут в парадигме дифференциации – например, роль мужчины – зарабатывать, роль женщины – воспитание детей и забота о доме). Не путать с феминизмом. Например, в России женщины предпочитают в большинстве своем не строить карьеру, а вести роль заботы о качестве жизни. Это не означает отсутствие возможностей, это предпочтительная роль.

Женским типом считают страны, где явного ролевого выделения между мужчинами и женщинами не выявлено, то есть женщины и мужчины равномерно выделяют время на работу, делят поровну так или иначе решение бытовых вопросов. Я не называла бы эти страны «женскими», скорее просто нейтральными. Но важно понимать, на что влияет этот показатель.

Часть 2. Влиянии параметров национальной культуры на эффективность управления

Часть 3. Комбинации параметров национальной культуры