Реверс-инжиниринг или реинжиниринг – это современный метод проектирования физических, программных продуктов и процессов, активно набирающий обороты. Об особенностях способа и о том, как он помогает ускорить создание отечественной конкурентоспособной продукции, Клубу экспертов рассказал руководитель Фонда «Региональный Центра Инжиниринга» Пермского Края Михаил Пономарёв.
Возможности и преимущества реверс-инжиниринга. Расскажите об этом.
Реверс-инжиниринг - это процесс понимания принципов работы готового, функционирующего объекта, с помощью его изучения различными способами.
Если говорить о физических объектах, например, машиностроительной продукции, то это процесс создания конструкторской и технологической документации на основе изучения физического образца.
У нас этот процесс в Фонде «РЦИ» построен с помощью оптических и лазерных сканеров. Оптическое сканирование на сегодня - это самый эффективный способ контроля, самый быстрый и точный. Оптический сканер позволяет обрабатывать всё, что видит глаз. Понятно, что он не может залезть в какие-либо скрытые полости. Иногда приходится разрезать изделие для сканирования. Прибор обрабатывает поверхность, и в итоге получаем поверхностную модель или оболочку.
Из этой поверхностной модели строим её твердотельный вариант, убирая различные точечные отклонения сканирования, достраиваем повреждённые участки физического образца и так далее. Если это нужно клиенту, то мы перестраиваем твердотельную модель вместе с деревом построения детали. На основе полученных результатов мы можем разработать конструкторскую документацию по ЕСКД, если это опять же требуется заказчику.
Также у нас есть партнёры, которые проводят реинжиниринг по химическому составу и физико-механическим характеристикам металлов. То есть по результатам мы можем получить полные характеристики некого экспериментального образца.
Особо отмечу, что реверс-инжиниринг — это не просто сканирование и получение копий. Наши инженеры-конструкторы стараются её дорабатывать, оптимизировать и внести конструктивные улучшения. В большинстве случаев заказчик использует какие-то серийно производимые продукты, которые не в полной мере удовлетворяют его потребности. Сканируя и понимая, что нужно заказчику, мы можем получить или улучшить именно те характеристики, которые нужны заказчику.
Преимущества этого метода в том, что мы можем:
получить документацию и дальше изготавливать аналогичные продукты, не имея этой документации, например, если она была утеряна заказчиком или в принципе отсутствует, т.к. изделие давно не производится;
мы можем получить документацию на изношенные и сломанные элементы (то есть имея хотя бы часть элементов повреждённых изделий, мы можем их восстановить по нормативной и технической документации);
это всё можно сделать очень быстро. Этап сканирования обычно занимает не более суток, этап моделирования от нескольких дней до 2-3 недель максимум. То есть всё это можно сделать достаточно быстро.
Почему именно сейчас начали уделять внимание обратному проектированию?
Мы и раньше работали в этом направлении. Почему мало уделяли этому внимания? Ну, во-первых, это стоимость и уникальность оборудования. Снимать размеры для обратного проектирования с помощью универсального измерительного инструмента или контактных машин — трудоёмкий процесс.
Кроме того, такие методы не позволяют быстро снять необходимые размеры сложнопрофильных или нежестких изделий. То, что мы на оптическом сканере можем проверить за 15-20 минут, на подобной аппаратуре делается за несколько десятков часов. А учитывая стоимость оптических сканеров, далеко не все компании способны их приобрести.
Во-вторых, только с 2021 года мы серьёзно изменили подходы к продвижению деятельности Фонда и начали активно продвигать все наши услуги.
Насколько дорого стоит оборудование для реверс-инжиниринга? Сейчас это больше опция для крупных компания или нет?
Сейчас такое оборудование купить в принципе невозможно. До февраля текущего года его стоимость составляла 30-40 миллионов рублей. Естественно, оно производится по большей части в недружественных странах и сейчас не поставляется в Россию.
Реверс-инжиниринг помогает реализовывать проекты несколько иначе, чем был изначальный замысел. Чем это полезно и выгодно производителям: в плане повышения качества продукции или по-другому посмотреть на проект и по-другому продвигать его с точки зрения маркетинга?
Что касается оборудования и деталей, которое передается на реверс-инжиниринг, оно может быть серийным и не адаптированным под конкретный запрос. К примеру, компания производит на конвейере какую-либо деталь, и изготавливается она с учётом универсальности под очень многие аспекты.
Какому-нибудь определённому предприятию не нужен такой продукт со всеми его характеристиками. А другая компания хочет его улучшить, исходя из своих конкретных проблем. Реверс-инжиниринг позволяет создать техническую документацию для изделия, что и позволяет модифицировать его под запросы клиента. На выходе получается узкосегментированная продукция, но зато она будет адресно подходить под вид деятельности конкретного предприятия.
Соответствует ли программное обеспечение поставленным целям? Сможет ли отечественное программное обеспечение равноценно заменить западные в работе?
Есть программное обеспечение, на котором работает сам сканер. Оно оригинальное от производителя. Но программы, которые используются при создании документации,- отечественные. Мы, например, используем "Компас-График" и "Компас 3D". Они вполне подходят для того, чтобы проектировать машиностроительную продукцию.
Внедрение реверс-инжиниринга как системного подхода. Каким сферам бизнеса больше подойдёт?
У нас это используется для промышленного, общетехнического машиностроения. Мы как раз с такими компаниями работаем. Если мы говорим про химию, то там этот процесс тоже популярен. Когда разбирается текущий состав продукта, модифицируется с дальнейшим выпуском готового продукта с улучшенными характеристиками. Мы в Фонде «РЦИ» не имеем таких компетенций, но ряд компаний и университеты края с этим успешно справляются.
Есть ли проект или продукция, которую уже удалось удачно воспроизвести с западных аналогов?
Сейчас мы активно помогаем компаниям в том числе и с замещением импорта. Это сейчас актуально. За последние годы у нас есть десятки успешных кейсов от крупных клиентов региона. Но опять же, здесь речь не о «воспроизводстве», а о понимании принципов работы и доработке определённых характеристик под требования конкретного заказчика.
Что вы бы порекомендовали в части реверс-инжиниринга предпринимателям? Что сейчас актуально для бизнесменов в этом направлении?
Я бы порекомендовал в плане импортозамещения не руководствоваться стереотипами и предрассудками. Сейчас компании вынуждены активно работать в этом направлении. Но и до этого мы помогали компаниям края развивать свою продукцию, в том числе, и с помощью реверс-инжиниринга.
Однако, часто организовывая презентации для пермских предприятий, мы получали «эмоциональные отказы». Например, по СИЗам (прим. ред. средства индивидуальной защиты), компании исходили из той точки зрения, что «дешёвую» линейку мы закупаем российскую, а «дорогую» линейку, для топ-руководителей, закупаем у западных партнёров. При этом продукция пермских компаний, таких, как «Суксунский оптико-механический завод» или «Сорбент», нисколько не уступала закупаемым зарубежным аналогам, а в отдельных случаях и превосходила иностранные СИЗы.
Поэтому я бы посоветовал компаниям избавиться от предрассудков, подходить с точки зрения оценки технических характеристик и качества логистики. Давать возможность нашим компаниям доказать, что их продукция может успешно выполнять требуемые функции, то есть брать на испытания отечественные продукты и при положительном опыте внедрять.
Мы в Фонде «РЦИ» делаем именно так. Ищем изготовителей продукции, проводим аудит их базы и предлагаем крупнейшим заказчикам взять на опытные испытания образцы продукции. Если модель себя показывает хорошо, то мы сниманием стереотип, что отечественное априори хуже, чем иностранное.