Блог

ESG-принцип и его применимость для промышленных компаний в текущей экономической обстановке

Фото Евгений
ESG-повестка для бизнеса сегодня - это не только тренд для промышленных предприятий, но и вопрос фундаментальной устойчивости и прибыльности организаций.

О его перспективах и применимости мы поговорили с руководителем Центра компетенции по метану, экспертом по программам снижения интенсивности эмиссии парниковых газов в добыче нефти и газа Евгением Колонским.

ESG (Environmental, social, and corporate governance) - Экологическое, социальное и корпоративное управление.

ESG-принцип сейчас активно распространяют предприятия, ориентированные на экспорт, в том числе, региональные. Как это влияет на прибыли компаний? В отрицательную или положительную сторону?

Ответ двоякий. Конечно, акционеры каждой компании заинтересованы, в первую очередь, в максимизации прибыли. И тратить средства акционеров на те вещи, которые не несут прямой прибыли, казалось бы, бессмысленно. Это уменьшает прибыль. А в условиях острой конкуренции это может быть даже вредно для компании. Это взгляд, характерный для раннего капитализма: когда ресурсы казались неисчерпаемыми, когда конкуренция была без правил.

Однако постепенно общество и компании, которые действуют в рамках общества, пришли к пониманию, что финансовые классические показатели не являются единственным мерилом ценностей для акционеров.

Есть ещё и другие показатели, которые сейчас пока плохо оцифровываются, но тем не менее они представляют ценность. И эти параметры - это то, как компания влияет на окружающую среду, как она интегрировано влияет на общество и как хорошо она управляется с точки зрения акционеров и других бенефициаров. Это, собственно, и есть составляющие вот этих трёх букв (прим. ред. ESG).

Если компания пренебрегает своим влиянием на общество, своим влиянием на планету, если она пожирает ресурсы и оставляет нашим детям захламлённую, грязную планету, то такая компания, в конечном счёте, теряет и уходит с рынка.

Почему?

Потому что есть глобальный общественный консенсус, который заключается в том, чтобы не финансировать, не инвестировать, не акционировать и меньше взаимодействовать с компаниями, которые пренебрегают важностью ESG-повестки.

Получается так, что у компании, которая игнорирует ESG-цели, возникают риски, связанные с высокой стоимостью кредитов и с затруднённым доступом к рынку.

Компании, которые не пренебрегают, получают доступ к дешёвым ресурсам и рынкам. Таким образом, это положительно влияет на прибыль компании.

Долгосрочные инвестиции в ESG. Это надёжно?

Если мы смотрим на мир до дестабилизации экономической обстановки, то это окупается и, конечно, всё больше финансовых организаций, отраслевых фондов, и банков, в том числе Центробанк России, учитывают риски, связанные с ESG. Это делается для того, чтобы финансировать, инвестировать и заходить в те или иные сферы бизнеса.

В конечном счёте, консенсус таков, что любой бизнес имеет смысл тогда, когда либо учитывает ESG-повестку, если это классическая отрасль, либо, как вариант, участвует в формировании новой экономики.

Сейчас вокруг ESG разворачивается новая экономика. Эта экономика связана с верификацией, валидацией, оценкой рисков.

Особенно крупная часть этой экономики связана с буквой «E» (это Environmental). Это климатическая повестка, управление углеродными кредитами - то есть новые виды бизнеса.

ESG не только сужает рынок за счёт того, что душит старый бизнес, но ещё и создаёт новые рынки, профессии, рабочие места и отрасли.

Современное законодательство с учетом ESG. Государство давно уделяет внимание повестке, но чёткого регулирования пока нет. Что мешает разработке таких законопроектов?

Давайте мыслить глобально. Бизнес транснационален и деньги достаточно прозрачны. Стоит знать, что ни одно законодательство, ни один регулятор не имеет пока чётких алгоритмов того, каким образом рассчитывать и оценивать ESG-количество. Общество к этому ещё идёт.

Есть ряд независимых организаций, которые формируют ESG-рейтинги. Они используют специальные методики, чтобы оценивать, но это, во многом, ещё не финансовая оценка как таковая, а больше perception (прим. ред. оценка восприятия).

Надо сказать, что на классическом фондовом рынке стоимость акций тоже во многом формируется не только из объективных показателей, которые поднимаются из бухгалтерских счетов, но и исходя из ощущений того, как акционеры и рынок воспринимают деструктивность той или иной технологии.

Сейчас нестабильные экономические времена. Есть ли вероятность того, что предприятия будут прекращать переход на ESG?

То, что будет происходить в периметре российской экономики, многим трудно прогнозировать. А что касается глобальной экономики, то сейчас пришло очень мощное возмущение, которое может поменять приоритеты на некоторое время. В первую очередь, поднимутся гуманитарные аспекты (в ESG-повестке это буква «S»).

Очень важно, как компании, её акционеры и клиенты будут вести себя по отношению к пострадавшим от этого кризиса, который сейчас разворачивается. Поэтому я бы не сказал, что ESG-повестка отодвинется, просто ярче заиграет другая грань.

Если раньше гуманитарные ценности и обстановка была более-менее стабильной и человечество фокусировалось на главной проблеме климата, то сейчас, может быть, повернётся другая грань ESG, она будет гуманитарная. То есть то, каким образом Европа и человечество справляется с наступившим гуманитарным кризисом.

При этом все понимают, что процессы, связанные с климатом, всё равно остаются на совести нашего поколения и всё равно у нас есть обязательство перед нашими потомками защитить планету и оставить её в лучшем состоянии, чем она была, когда мы её приняли. По крайней мере, не хуже.

Закрыть компании, которые не перешли на ESG-технологии, нельзя. Например, в муниципалитетах различных стран подобные предприятия являются градообразующими и их закрытие критично. Как быть им?

В этом вопросе есть внутреннее противоречие.

Дело в том, что закрытие предприятий - это удар по местному обществу, особенно в моногородах. Закрывать предприятия, которые не соответствуют ESG-требованиям и при этом наносить существенный ущерб местному сообществу, в котором эти предприятия работают, порождать массовую безработицу – это противоречит самому духу ESG.

Я думаю, что владельцы таких предприятий или местные органы власти, только из-за экологических соображений не станут закрывать подобные компании. Скорее они будут находить средства для того, чтобы снизить или смягчить экологический ущерб. И только в последнюю очередь пойдут на меры закрытия таких производств. Это уже сейчас происходит. Часть бизнеса уходит из страны и государство стремится принимать меры, чтобы сохранить рабочие места.

Как отразятся санкции на ESG-повестке?

В конце февраля, когда была встреча президента с предпринимателями, с РСПП, было отмечено, что климатическая повестка всё равно остаётся важной, всё равно российский бизнес остаётся частью экономики.

Возможно, будет какое-то смещение приоритетов с экологической и климатической повестки на социальную, так как ресурсы экономики не безграничны и всё равно придётся перестраиваться с учетом приоритетов, и перестройка, наверное, произойдёт на социальную повестку.

Привлечение инвестиции и соответствие параметрам «зелёности». Как можно привлечь инвесторов в своё производство?

Я думаю, что тем, кто интересуется этим, имеет смысл найти и ознакомиться с учебниками и с курсами. В этой сфере есть курс по ESG, он на английском языке, но это не страшно для тех, кто привлекает иностранные инвестиции. После этого попытаться сделать самооценку или внешнюю оценку своего рейтинга по ESG и этот рейтинг публиковать, поддерживать и использовать, в том числе, чтобы обращаться за заёмными средствами. Сразу оговоримся: это тактика в нормальных условиях.

Комплексно-экологическое разрешение. Как можно в кратчайшие сроки получить этот документ для предприятия, какая работа должна быть проделана?

Есть обязательные вещи, которые выполняет любой бизнес. У нас, если мы говорим о РФ, экономика достаточно зрелая: есть сформированные регуляторные требования, которые определяют обязательства бизнеса перед акционерами, обществом и экологией. Таким образом, можем сказать, что у нас есть чёткая экологическая повестка.

Но дело в том, что российское законодательство в части экологии, парниковых газов, ещё очень молодое и мало применялось на практике. Поэтому тем предприятиям, которые хотят хорошо выглядеть с точки зрения ESG-рейтингов, следует принять добровольное обязательство сверх тех, которые регулятор требует, например, публиковать отчётность по парниковым газам.
Сейчас министерство природных ресурсов пока не требует отчётность по парниковым газам, которая была эквивалентна международным стандартам.

В частности, для нефтяников, например, не требуется публиковать отчётность по эмиссии утечек метана, как парникового газа. Метан как загрязняющее вещество по другим приказам и федеральным законам учитывается, а как парниковый газ не учитывается. Но дело не в том, чтобы учитывать и отчитываться. Это половина вопроса. Важно направлять ресурсы и усилия на то, чтобы своими действиями снижать антропогенную эмиссию.

И международные стандарты предполагают и показывают, как это нужно сделать – через реализацию программы обнаружения и устранения утечек. Но такая программа актуальна только для предприятий, которые работают в нефтяной и газовой сферах.

В сельском хозяйстве и металлургии, скорее всего, своя специфика, которая может быть связана с аналогичными, добровольными программами.