Блог

Зачем становиться экспертом?

Фото Олеся Седых
Ни для кого не секрет, что сегодня можно стать известным и знаменитым, не тратя на это полжизни. Достаточно найти хорошего эксперта, который позволит построить карьеру гораздо быстрее. Это очевидно.

Однако какую пользу такое взаимодействие может принести самому эксперту? Может ли он помочь предприятию или компании? Об этом мы беседуем с экспертом международного уровня Олесей Седых.

- Олеся, зачем эксперту подобный формат работы с клиентами и предприятиями? Ведь у него есть постоянная работа и высокий доход. Во имя чего ему тратить свое свободное время на консультации?

- Эксперт за долгие годы работы в различных компаниях и отраслях накапливает огромный опыт и компетенции, применить которые на одном рабочем месте бывает практически невозможно. Эксперт на своем постоянном месте работы ограничен в реализации собственных компетенций и опыта теми задачами, которые ему ставят акционеры или руководство компании. И если он работает долго в ограниченном круге задач и проектов, он постепенно начинает терять свои наработанные навыки и знания. Это естественно, что неприменение опыта ведет к его забвению и устареванию.

Также следует заметить, что эксперт - это не просто опытный человек, это постоянно развивающаяся личность, для которой свойственно наращивание своих навыков, а не их потеря. Но что делать, если все свое основное время он посвящает постоянной работе и потери опыта являются вынужденными? Здесь для него отличным решением будет актуализировать и вывести из «спящего режима» другие свои компетенции, помогая клиентам и предприятиям расти и развиваться.

Также можно сказать, что эксперт - это человек, любящий вызовы. Ему нравится решать сложные задачи и находить нестандартные решения. Это вносит в его жизнь своего рода адреналин и помогает чувствовать себя в тонусе, ведь ему также приятно ощущать напряжение мозга, как какому-нибудь спортсмену - почувствовать свои мышцы в процессе тренировки или соревнований.

- Сейчас все считают деньги. Я слышал, что многие компании предпочитают не брать высокооплачиваемых специалистов в штат, а нанимать их под конкретный проект в качестве экспертов. Это правда?

- Да, потому что так гораздо выгоднее. Это как дорогая машина, которую вы не можете купить, но взять напрокат - пожалуйста. Вы получаете возможность привлечь специалиста высокого уровня, нанять которого на постоянной основе нельзя по причине его высокой стоимости для вашей компании.

В итоге вы оплачиваете только чистое время работы эксперта по решению конкретной задачи и не содержите «дорогую голову» в остальное время. Вам не нужно платить оклады, бонусы и «золотые парашюты». Вы не ломаете голову над тем, чем занять такого специалиста, чтобы он не «простаивал» и не бездельничал, получая самую большую зарплату на предприятии. Это особенно важно, когда задача носит локальный, временный характер и не нуждается в поддержке постоянным сотрудником в штате.

Кроме того, практика показывает, что непосредственного руководителя скорее интересуют текущие результаты работы подчиненного, а не перспективы его развития или карьеры. Эксперт же работает с человеком на перспективу.

- Получается, что при других условиях с экспертом такого уровня можно никогда не встретиться…

- Конечно! С одной стороны, вы получаете анализ, советы, предложения и консультации от опытных экспертов уровня, с которым вы не имеете возможность коммуникаций в повседневной жизни, потому что не имеете доступа к тем, кто имеет опыт работы в крупнейших корпорациях страны и международных компаниях. Общаясь с ними, вы повышаете собственные компетенции, удивляете своими знаниями коллег и руководство. Это помогает вам развить свою карьеру и повысить собственную стоимость.

С другой стороны, иногда задачу нужно решать «вчера» и немедленно, искать специалиста на рынке труда нет времени. Поиск, оформление и ввод в должность - слишком долгий процесс, не гарантирующий результат. Вы рискуете упустить возможность приобретения нового бизнеса или выгодной сделки. У вас нет времени на длительное образование и изучение информации, потому нужен эксперт, который уже «в теме», знает текущие тенденции рынка. Он сделает анализ за вас и предложит вам свое видение и идеи.

- Что нужно понимать или знать клиенту, решившему воспользоваться консультацией или советом эксперта?

- В первую очередь клиент должен быть честен перед самим собой и четко понимать, какой результат он хочет получить на выходе консультации. Лучше озвучить этот результат до встречи и согласовать с экспертом - какие данные последнему понадобятся для анализа ситуации.

Также клиент должен понимать, что заключение эксперта будет построено на той информации, которую он получит. И здесь важно, чтобы клиент не пытался приукрасить ситуацию или скрыть какие-то факты. Здесь как у врача - чем честнее вы расскажете о своих «симптомах», тем точнее будет поставлен «диагноз» и назначено «лечение». Поэтому важное значение будет иметь готовность клиента рассказать о проблемах своего бизнеса честно и открыто.

Вторым немаловажным фактором будет истинный мотив клиента. Часто я сталкиваюсь с ситуацией, когда клиент уже принял какое-то решение и ждет, что ты его одобришь или подтвердишь. В этот момент, если оценка эксперта не совпадает с уже принятым клиентом решением, возникает разочарование и даже сомнение в компетенциях эксперта. Здесь я рекомендую клиенту выслушать эксперта и его точку зрения и попытаться понять, почему он пришел к такому заключению. Возможно, эксперт видит то, что не видит клиент, либо вы ему не сообщили всех деталей и он пришел к своему заключению на основании неполной информации. Будет ли полезна такая консультация для клиента? Безусловно. Во-первых, эксперт может обратить внимание клиента на риски, которые тот не заметил. Это поможет избежать их, выработав соответствующие решения. Во-вторых, эксперт может дать новые идеи и обратить внимание на дополнительные возможности при решении задачи.

- Олеся, можете дать несколько советов тем, кто хочет стать экспертом?

- Не нужно ставить эксперименты на проблемах клиентов. Если у вас нет опыта в решении каких-то вопросов, лучше честно об этом сказать. Не нужно делать поверхностных заключений и поспешных выводов – ведь это цена вашей деловой репутации.

Деловая репутация при выборе эксперта имеет огромное значение, потому что он в любом случае рискует меньше, чем клиент. Реализовав неправильную стратегию, которую посоветовал эксперт, клиент может потерпеть существенные финансовые убытки.

Осторожность, внимательность, предусмотрительность и подстраховка – вот главные правила того, кто хочет стать экспертом. Потому что, любой его совет влияет на успешность и доходность бизнеса.