Однако какую пользу такое взаимодействие может принести самому эксперту? Может ли он помочь предприятию или компании? Об этом мы беседуем с экспертом международного уровня Олесей Седых.
- Олеся, зачем эксперту подобный формат работы с клиентами и предприятиями? Ведь у него есть постоянная работа и высокий доход. Во имя чего ему тратить свое свободное время на консультации?
- Эксперт за долгие годы работы в различных компаниях и отраслях накапливает огромный опыт и компетенции, применить которые на одном рабочем месте бывает практически невозможно. Эксперт на своем постоянном месте работы ограничен в реализации собственных компетенций и опыта теми задачами, которые ему ставят акционеры или руководство компании. И если он работает долго в ограниченном круге задач и проектов, он постепенно начинает терять свои наработанные навыки и знания. Это естественно, что неприменение опыта ведет к его забвению и устареванию.
Также следует заметить, что эксперт - это не просто опытный человек, это постоянно развивающаяся личность, для которой свойственно наращивание своих навыков, а не их потеря. Но что делать, если все свое основное время он посвящает постоянной работе и потери опыта являются вынужденными? Здесь для него отличным решением будет актуализировать и вывести из «спящего режима» другие свои компетенции, помогая клиентам и предприятиям расти и развиваться.
Также можно сказать, что эксперт - это человек, любящий вызовы. Ему нравится решать сложные задачи и находить нестандартные решения. Это вносит в его жизнь своего рода адреналин и помогает чувствовать себя в тонусе, ведь ему также приятно ощущать напряжение мозга, как какому-нибудь спортсмену - почувствовать свои мышцы в процессе тренировки или соревнований.
- Сейчас все считают деньги. Я слышал, что многие компании предпочитают не брать высокооплачиваемых специалистов в штат, а нанимать их под конкретный проект в качестве экспертов. Это правда?
- Да, потому что так гораздо выгоднее. Это как дорогая машина, которую вы не можете купить, но взять напрокат - пожалуйста. Вы получаете возможность привлечь специалиста высокого уровня, нанять которого на постоянной основе нельзя по причине его высокой стоимости для вашей компании.
В итоге вы оплачиваете только чистое время работы эксперта по решению конкретной задачи и не содержите «дорогую голову» в остальное время. Вам не нужно платить оклады, бонусы и «золотые парашюты». Вы не ломаете голову над тем, чем занять такого специалиста, чтобы он не «простаивал» и не бездельничал, получая самую большую зарплату на предприятии. Это особенно важно, когда задача носит локальный, временный характер и не нуждается в поддержке постоянным сотрудником в штате.
Кроме того, практика показывает, что непосредственного руководителя скорее интересуют текущие результаты работы подчиненного, а не перспективы его развития или карьеры. Эксперт же работает с человеком на перспективу.
- Получается, что при других условиях с экспертом такого уровня можно никогда не встретиться…
- Конечно! С одной стороны, вы получаете анализ, советы, предложения и консультации от опытных экспертов уровня, с которым вы не имеете возможность коммуникаций в повседневной жизни, потому что не имеете доступа к тем, кто имеет опыт работы в крупнейших корпорациях страны и международных компаниях. Общаясь с ними, вы повышаете собственные компетенции, удивляете своими знаниями коллег и руководство. Это помогает вам развить свою карьеру и повысить собственную стоимость.
С другой стороны, иногда задачу нужно решать «вчера» и немедленно, искать специалиста на рынке труда нет времени. Поиск, оформление и ввод в должность - слишком долгий процесс, не гарантирующий результат. Вы рискуете упустить возможность приобретения нового бизнеса или выгодной сделки. У вас нет времени на длительное образование и изучение информации, потому нужен эксперт, который уже «в теме», знает текущие тенденции рынка. Он сделает анализ за вас и предложит вам свое видение и идеи.
- Что нужно понимать или знать клиенту, решившему воспользоваться консультацией или советом эксперта?
- В первую очередь клиент должен быть честен перед самим собой и четко понимать, какой результат он хочет получить на выходе консультации. Лучше озвучить этот результат до встречи и согласовать с экспертом - какие данные последнему понадобятся для анализа ситуации.
Также клиент должен понимать, что заключение эксперта будет построено на той информации, которую он получит. И здесь важно, чтобы клиент не пытался приукрасить ситуацию или скрыть какие-то факты. Здесь как у врача - чем честнее вы расскажете о своих «симптомах», тем точнее будет поставлен «диагноз» и назначено «лечение». Поэтому важное значение будет иметь готовность клиента рассказать о проблемах своего бизнеса честно и открыто.
Вторым немаловажным фактором будет истинный мотив клиента. Часто я сталкиваюсь с ситуацией, когда клиент уже принял какое-то решение и ждет, что ты его одобришь или подтвердишь. В этот момент, если оценка эксперта не совпадает с уже принятым клиентом решением, возникает разочарование и даже сомнение в компетенциях эксперта. Здесь я рекомендую клиенту выслушать эксперта и его точку зрения и попытаться понять, почему он пришел к такому заключению. Возможно, эксперт видит то, что не видит клиент, либо вы ему не сообщили всех деталей и он пришел к своему заключению на основании неполной информации. Будет ли полезна такая консультация для клиента? Безусловно. Во-первых, эксперт может обратить внимание клиента на риски, которые тот не заметил. Это поможет избежать их, выработав соответствующие решения. Во-вторых, эксперт может дать новые идеи и обратить внимание на дополнительные возможности при решении задачи.
- Олеся, можете дать несколько советов тем, кто хочет стать экспертом?
- Не нужно ставить эксперименты на проблемах клиентов. Если у вас нет опыта в решении каких-то вопросов, лучше честно об этом сказать. Не нужно делать поверхностных заключений и поспешных выводов – ведь это цена вашей деловой репутации.
Деловая репутация при выборе эксперта имеет огромное значение, потому что он в любом случае рискует меньше, чем клиент. Реализовав неправильную стратегию, которую посоветовал эксперт, клиент может потерпеть существенные финансовые убытки.
Осторожность, внимательность, предусмотрительность и подстраховка – вот главные правила того, кто хочет стать экспертом. Потому что, любой его совет влияет на успешность и доходность бизнеса.